четверг, 27 сентября 2007 г.

Наша жизнь — длинная дорога.

Когда ты молод, она кажется бесконечной, а ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени, так много, что даже не знаешь, как его использовать и чем заполнить.На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, ты оглядываешься назад и видишь, что годы пролетели, словно один миг. Осознаешь, что времени у тебя было не так уж много, а осталось совсем мало.Длинную дорогу жизни человек прокладывает сам по моделям, данным Природой и Судьбой. Эти модели Пути предусматривают свои периоды движения и свои остановки, бесчисленные возможности, задачи и испытания, которые даются на каждом этапе, чтобы тот, кто по пути идет, прежде всего рос и развивался. Что из всего этого использует сам человек и какой в конечном итоге получится его дорога, зависит от его собственных усилий и стремления понять, почему и ради чего он ее строит. Возраст в философии — это один из периодов, этапов, или циклов, развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается физиологическими изменениями в организме, но это лишь видимая часть айсберга. Гораздо интереснее то, что одновременно происходит на плане психическом и умственном и как это влияет на образ жизни человека. Для философии ключевым является еще один вопрос: как в каждом цикле происходит духовное развитие человека и как оно влияет на его судьбу и предназначение?Три точки зренияВозраст — понятие очень конкретное, но в то же время и относительное. Смысл, который вкладывает в него человек, зависит от того, что он считает главным в жизни.Если для вас возраст — это «количество лет от рождения», подтверждающее, что ваше физическое тело (а это естественный процесс) постепенно, но безостановочно стареет, и если вы видите свое счастье в том, чтобы подольше выглядеть молодым и красивым, — боюсь, ничем порадовать вас не смогу. Ваше счастье будет недолгим: даже лучшие пластические хирурги рано или поздно оказываются бессильными перед могущественными законами Природы.Быть может, вы принадлежите к числу тех, для кого существуют два «возраста» — «молодость», которая длится до тех пор, пока ты свободен, пока живешь для себя, старательно избегая ответственности, трудностей, испытаний и принятия решений; и «конец молодости» — когда «счастливая» жизнь заканчивается, потому что появляются разные ответственности, проблемы и серьезные жизненные задачи, и это становится причиной хронической депрессии и неудовлетворенности собой.Тогда, скорее всего, вы просто отказываетесь взрослеть. Некоторые психологи называют таких людей стареющими детьми... Не слишком лестно, тем более что другие при этом считают вас не молодым, а трогательно беспомощным или смешным, даже если вам и не так много лет.А быть может, вы связываете понятие возраста прежде всего с состоянием души и сознания и меньше всего с физиологическими изменениями человеческого организма. В таком случае ваш подход глубоко философский.Молод тот, у кого независимо от возраста живое сердце, живой и ищущий ум, кто сохраняет молодость души. Его жизнь наполнена смыслом, который он находит благодаря непрестанным поискам и усилиям, сильно, тонко и глубоко проживая все, что с ним происходит, благодаря богатству его внутреннего мира. И преждевременно быстро стареет человек любого возраста, если его сердце черствеет, душа и ум опустошены, а жизнь лишена смысла.Молодым остается любой, кто не признает и преодолевает барьеры, ограничения, мешающие проявлять лучшие качества ума, души и сердца. Старым становится любой, кто попадает в ловушку подобных ограничений и обстоятельств.Юность и Старость — два конца длинной дороги жизни... «Если бы молодость знала, если бы старость могла» — приходится слышать от разных людей и не всегда соглашаться. Не преждевременно ли вздыхать и грустить? Зачем отнимать у молодежи прекрасную возможность, которую дает жизнь: учиться, познавать и в течение долгих лет раскрывать безграничные способности своей души и своего ума? Зачем обижать стариков и отнимать у них возможность действовать и творить лишь по причине их преклонного возраста? Для чего же они долгие годы усваивали уроки жизни, преодолевали себя, если огромный опыт, который они приобрели, никому не нужен и его некому передать?

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Этот вопрос принимает множество форм. В чем смысл жизни? В чем смысл моей жизни? Если мы должны умереть, если ничто не сохраняется, то какой смысл имеет хоть что-нибудь? Есть ли в моей жизни какой-то смысл, который не будет разрушен неизбежной смертью, ждущей меня? Ни одному великому мыслителю на всем протяжении истории не удалось удовлетворительно разрешить загадку смысла жизни.

* Альбер Камю придерживался мнения, что единственный серьезный философский вопрос состоит в том, продолжать ли жить, когда бессмысленность человеческой жизни полностью постигнута. Он утверждал: "Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный".
К.Г. Юнг считал, что бессмысленность препятствует полноте жизни и является "поэтому эквивалентом заболевания". Он писал: "Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Виктор Франкл утверждает, что 20 процентов неврозов, которые он встречает в клинической практике, – "ноогенного" происхождения, то есть возникают из-за отсутствия смысла в жизни. Кризис бессмысленности, ("экзистенциальный кризис") даже более распространен – по утверждению Франкла, он наблюдался у более чем 50 процентов его пациентов в венской больнице. Более того, Франкл, посвятивший свой профессиональный путь изучению экзистенциального подхода к терапии, с несомненностью пришел к выводу, что отсутствие смысла – это первостепенный экзистенциальный стресс. По его мнению, экзистенциальный невроз – синоним кризиса бессмысленности.
Сальваторе Мадди описывает "экзистенциальный невроз", когнитивным компонентом которого является "бессмысленность", или хроническая неспособность проникнуться истинностью, важностью, полезностью или интересностью чего-либо, в чем человек участвует или может представить себя участвующим". Бенджамин Уолман определяет экзистенциальный невроз аналогичным образом: "Неспособность найти смысл в жизни, чувство, что человеку не для чего жить, не за что бороться, не на что надеяться... он не может найти цель или направление в жизни, ощущение, что как ни выдыхайся на работе, вдохновляться нечем". С этим соглашается Николас Хоббс: "Современная культура часто порождает вид невроза, отличный от описанного Фрейдом. Современные неврозы характеризуются не столько вытеснением и конверсией... отсутствием инсайта, но отсутствием цели, смысла в жизни".

* Вопрос о смысле жизни решается не наставлением. Человек должен погрузиться в реку жизни и позволить вопросу уплыть.