вторник, 9 октября 2007 г.

Грех нелюбви

Если мы внимательнее всмотримся в сегодняшнее чтение библии, то обнаружим, что люди лишаются Царства Небесного лишь за одно - за свое состояние не-любви.
В этом Евангелии нет ни слова о посте, молитвах, акафистах, поклонах, и всем прочем, в чем мы часто полагаем надежду на спасение - но есть лишь два состояния: любви и отсутствия любви, не-любви.
И та неожиданность, которая так сильно звучит в решении Христа, как нельзя лучше вскрывает эти два противоположных состояния. Любовь, которая оказывается пропуском в рай, для самих праведников является чем-то обыденным; они не видят в ней никакого особого, значимого подвига, особой жертвы, за которую полагается вознаграждение. Праведник любит другого не потому что надеется, что эта любовь ему вернется каким-то образом - на земле или на небе, - нет, он просто любит: просто радуется другому, желает ему добра, помогает ему тем, чем может. Любящий забывает о себе - он живет радостями и горестями других, потому что его сердце открыто; он - весь в любимых братьях и сестрах, и поэтому ему не нужна их благодарность, ему не нужен «ответный ход» их любви: более того, так любящий человек будет любить и тогда, когда никакого ответа никогда не будет. Так и любит каждого из нас Христос. Состояние не-любви - совершенно иное. Здесь все, что ни делается, что ни говорится, о чем ни думает, о чем ни молится такой человек - все возвращается к нему обратно, и - желательно, чтобы с процентами. И вот в этой-то постоянной обращенности на самого себя, постоянном самоцене и заключается корень нашей греховности. Любой грех - это больший или меньший отказ от любви. Грех - это всегда «память о себе» и забвение других, это всегда утверждение себя в себе самом подручными средствами. И это ложное утверждение, как правило, сопряжено с особым сладостным чувством обретения кажущейся полноты и самодовольства: и все-то у меня в порядке, и людям мил, и Богу угоден, не обо мне ли сказано - «Вы - свет миру?»... Но не замечает такой человек, что свет его - вспышка короткого замыкания, и не более: замыкаясь на самом себе, человек истощает себя в считаные секунды; замыкаясь на себе, тем самым отрезает себя от источника всякого блага - Бога, и раз вспыхнув себя ради, может уже никогда более не засветить... В наших храмах стоят свечи - и этим выражаемся евангельская мысль о том, что светиться может лишь то, что сгорает: причем сгорает без остатка, полностью. Поэтому-то для праведников и странно слышать слова Христовы о том, что служа ближним, тем самым они служили Самому Богу - они делали добро не ради своей награды, но ради самого добра. Но, - скажете вы, - где сегодня найти хоть одного такого праведника? И правда: нет таковых. И более того: никогда и не было человека без греха, кроме Христа. И святые не только ошибались, но и совершали грехи, и апостолы падали. Но, в отличие от нас, они не зацикливались на себе: совершив ошибку, они с еще большей силой и ревностью устремлялись вперед, от себя, ко Христу, к «почести вышнего звания» - и тем самым свидетельствовали о том, что прежний грех был действительно преодолен. Какая огромная дистанция между таким покаянием - и нашим благочестиво-умилительным рассказом на исповеди о том, какие же мы не совсем хорошие!...

Комментариев нет: